четверг, 10 мая 2012 г.

Прочитал "Идиота" Достоевского

Я давно хотел осознанно прочитать серьёзную, взрослую книгу. Случилось так, что мне понравился отечественный сериал "Идиот" с Мироновым и Машковым, и поэтому я решил прочитать именно Достоевского. Наверное, недаром иностранцы, когда их спрашивают о том, кого вы знаете из классиков русской литературы, первой называют фамилию автора "Братьев Карамазовых" и "Преступления и наказания".
Итак, начало книги было замечательным. Быстро прочиталось в длинных автобусных поездках в Новочебоксарск и обратно. Тем более, что в ситуациях и диалогах я точно узнавал эпизоды, показанные в одноимённом сериале, мысленно представлял героев именно такими, какими они показаны у Владимира Бортко, озвучивал их слова голосами соответствующих актёров.
Нельзя не сделать небольшое отступление и не заметить, что сериал по книге просто замечательный. Я, правда, не смотрел "Идиота" 1958 года с Яковлевым в роли князя Мышкина, но вот трэшовая "современная интерпретация" книги под названием "Даун Хаус" с Бондарчуком и, тогда ещё не воцерковленным, Охлобыстиным даже рядом не валялась. Кроме упомянутых выше Миронова и Машкова более остальных запомнились игра Ольги Будиной в роли Аглаи, Владимира Ильина в роли Лебедева и, наверное, наиболее точное попадание в цель (т.е. в своего персонажа) показала Инна Чурикова, сыгравшая суетливую и всебеспокойную генеральшу Епанчину. Но вообще, в сериале просто звёздный состав актёров: там и Басилашвили (самый скучный Воланд), и Боярский (хе-хей, каналья!), и Алексей Петренко (точь-в-точь такой же как в Михалковском "12"), и несравненная чемпионка и ведущая Мария Киселёва (вы самое слабое звено! прощайте!) в новом для себя амплуа.
В общей сложности на прочтение книги ушло не меньше полугода, а в точности я сказать затрудняюсь, потому что слишком уж долгими бывали перерывы в чтении. Сложно, как оказалось, читать книгу, где на каждой новой странице не приключается что-нибудь новое. Где вся первая часть, к примеру, состоящая из нескольких глав, описывает события одного дня. Достоевский в повествовании чрезвычайно подробен и скурпулёзен. Достаточно вспомнить хотя бы рассуждение об "обычных, заурядных людях", когда он начинает описывать личность и характер Гани Иволгина. В то же время, именно этот приём помогает донести до читателя точно ту самую идею, которую и хотел высказать автор, а не что-то иное, измысленное читателем. Получается переход из количества в качество. Из всего текста вычленяются нужные, главные слова, складываются в единую и яркую картину. А ярких картин в книге, действительно, немало. Навскидку можно назвать воспоминание и рассуждение князя Мышкина о приговорённом к смертной казни и в последнюю минуту помилованном человеке (это, кстати, ситуация из личной жизни Достоевского), и красочный, хоть и выдуманный, рассказ старого генерала Иволгина о его встрече с Наполеоном.
Знаете чем интересна эта книга? Идиотами. Потому что он не один. Однако, в книге "идиотом" называют только князя Мышкина, имея ввиду его "падучую болезнь", а отнюдь не умственные  способности или поведенческие качества. В наше время это значение слова потерялось, частично заменившись на корректное слово "недееспособный". Зато осталось и усилилось второе его значение, т.е. безумец, дурак, глупец. Так вот "идиот-больной" в книге как раз таки только князь, а "идиотов-дураков" вокруг него превеликое множество. Это полинялые и зазнавшиеся люди середины 19го века, считающие себя незаурядными, необычными, остроумными и правыми во всём. Это консерваторы до мозга костей, до абсурда. В наше время таких нет. Суть их можно сравнить с гнилыми фруктами или пропахшими нафталином тряпками. Из-за этого книгу иногда тяжело и даже противно читать.
Правда, здесь есть и герои, представляющие новую волну народных настроений. Кто читал, вспоминаем "Отцы и дети" Тургенева, тамошнего персонажа Кирсанова и нигилистов. Здесь эти хлопчики тоже есть, да. Но ведь и они ничем не лучше! Можно вспомнить позёра Ипполита, так трагически умирающего от чахотки у всех на глазах, и никак не могущего умереть. Вспомнить его сочащееся желчью письмо, зачитываемое им для всех собравшихся перед показушной и неудачной попыткой самоубийства...
В общем, вот такая вот книга, написанная автором, казалось бы, с целью насрать в душу читателя. А читать всё равно интересно. Не могу разобраться, почему. Никому не посоветую читать её, тем более, насильно. Каждый должен решить для себя сам, нужна ему такая русская классика или нет.