пятница, 17 октября 2014 г.

Прочитал "Город и звёзды" Артура Кларка

Некоторое время назад я просил друзей помочь мне выбрать следующую книгу для чтения. Тогда треть голосов (3 из 9) собрала "Трудно быть богом" Стругацких. Но я почему-то решил дочитать "Город и звёзды" Кларка, за которую голосовал сам, и которую уже начал читать ранее. Вчера я её закончил и принялся за ТББ.
Что могу сказать про "Город и звёзды"?
Книга вышла в 1956м году и относится к ранним работам Артура Кларка. Сложно сказать, чем ранний Кларк отличается от позднего, но некоторые критика разделяют его творчество на несколько этапов. Можно ли назвать его творчество ранним, когда роман был написан через 19 лет начала литературной карьеры писателя? Тем не менее, это 6й из более чем 30 крупных произведений автора. Наверное, раннему творчеству Кларка присуще рассмотрение и моделирование вариантов будущего человечества. Если проводить параллели с "Концом детства" (1953), то в обеих книгах автор показывает закат человечества. Но если в одной из них он изображает безальтернативное умирание и слияние с вселенским Сверхразумом, то в другой после миллиардлетнего упадка человечества подаётся надежда на новое возрождение.
Где-то я видел упоминание, что Артур Кларк считает "Город и Звёзды" своим лучшим произведением. Поэтому, читая, я ждал некоего откровения, открытия, тайного знания. Может, так оно и есть, и автор предсказал вероятное будущее человечества. Тогда, конечно, это откровение. А может и нет. Ведь нам этого не узнать. Это-то меня немного разочаровало.
Книге, как и многим другим произведениям Кларка, присущ размах. Уж если временной промежуток - то миллиард лет. Уж если космическое путешествие - так на другой конец Галактики. Уж если могущество - так зажигать и перемещать звёзды. Маховик повествования раскручивается, ускоряясь к концу книги, и лишь на последних страницах бросает педаль газа. Кое-какие сюжетные находки не совсем стыкуются, и кажутся инородными. Возможно это наследие предыстории создания романа. Он вырос из небольшой повести "Да не настанет ночь". Некоторые, не ключевые, вопросы остаются без ответа. Хотя, наверное, в рамках сюжета герои и не могли бы найти их.
В целом книга мне понравилась, но любимой книгой Кларка пока останется "Фонтаны рая", небольшой отзыв на которую я писал ранее.

1 комментарий: