понедельник, 29 ноября 2010 г.

Два условия, при выполнении которых Linux превысит 1%

Причина первая. Зоопарк дистрибутивов.
Как ни странно, первой причиной является именно то, что отличает Linux-сообщество от пользователей Windows и Mac. Более 500 различных дистрибутивов, зарегистрированных на Distrowatch.com прекрасно демонстрируют децентрализованность разработки и распыление человеческих ресурсов. Пресловутая "свобода", заключающаяся в праве копировать, распространять и изменять СПО, наступает на горло самому распространению СПО.
Отсутствие единого стандарта пакета, единого десктоп-окружения, единых драйверов устройств на самом деле является не преимуществом и объектом гордости линуксоидов, а их проклятьем. Будет ли разработчик видеокарты, принтера или сканера создавать Linux-драйвер своего устройства и создавать установочные пакеты (хотя бы!) под 5 самых распространенных дистрибутивов? Нет, ибо лишняя головная боль никому не нужна. [sarcasm_mode]Да и, кроме того, сообщество напишет свои, свободные драйвера, совершенно бесплатно. А то, что они не будут стабильно и полнофункционально работать, так нас не заботит какой-то жалкий 1% пользователей.[/sarcasm_mode] Какой там Линукс, если даже под WindowsXP не каждый производитель ноутбуков создает драйвера?

Причина вторая. Недостаток коммерческих игр.
Интернет, документы, почта, аськи - хорошо, но по-настоящему серьезных, больших игр под Linux - несколько десятков. В основном это продукция id Software, порты от Linux Game Publishing и почившей ныне Loki Software. Однако, где они? Да, их можно скачать с трекеров, можно загрузить у дистрибьюторов. Однако, насколько было бы удобнее и приятнее прийти в магазин, и в отделе игр под Linux взять с полки заветную коробочку.
Если задуматься, вторая причина прямо вытекает из первой. В недостатке коммерческих игр виноват зоопарк разномастных дистрибутивов, отсутствие единого стандарта пакетов, интерфейсов, унифицированных библиотек и драйверов. Миф о неплатежеспособности Linux-сообщества не так давно был развеян фирмой Wolfire. Более того, по результатам проведенной акции Linux-пользователи оказали наиболее щедрыми.
Тем не менее, игр под Linux почти нет. Потому что слишком мало пользователей, и затраты на портирование, видимо, не окупаются. С другой стороны, низкое количество пользователей отчасти объясняется отсутствием игр. Лично для меня, только эта причина удерживает от полного отказа от Windows. Получается замкнутый круг. Кто может разорвать его? Наверное, только закон рынка, согласно которому спрос рождает предложение. Есть небольшая надежда, что повсеместное внедрение Линукса в школы и госучреждения страны привлечет дополнительных домашних пользователей, которые и создадут необходимый спрос. Но как скоро это случится - большой вопрос.