среда, 23 июня 2010 г.

Мысли о космосе. Часть 2. Двигаемся, но как-то не туда.

Итак, наш президент решил взять курс на инновации и высокие технологии. Сказано - сделано. Давайте строить техноград. Да вот только вопреки распространенному мнению, города наук у нас уже есть. Их ни много, ни мало - 14 штук и без пресловутого Сколково, которому налепили яркий ярлык "Аналог Кремниевой долины". Ладно, пусть строят. Лишь бы не воровали.

Спасибо президенту, авиакосмическую отрасль тоже не обошли финансированием. В России в настоящее время, по-крайней мере на слуху у интересующихся данной темой, имеются три названия. Три различных организации по структуре и целям, но работающих в одной, так сказать, плоскости.
1. РКК (ракетно-космическая корпорация) "Энергия" - "старослужащий" космического фронта, заслуживающий отдельного рассказа. Краткий послужной список РКК - разработка первого легендарного искусственного спутника Земли, тяжелых ракет "Энергия" и гениального "Бурана", космических станций "Салют", "Мир", МКС, а также космических кораблей: пилотируемого "Союза" и грузового "Прогресса" и их модификаций. В настоящее время ведёт разработку многоцелевого пилотируемого космического корабля «Русь».
2. ГКНПЦ им. М.В. Хруничева (государственный космический научно-производственный центр) - также аэрокосмическое предприятие с 50-летним "стажем". Известны тем, что разработали и производят тяжелую ракету-носитель "Протон" и ее модификации, а также занимаются разработкой и испытаниями ракеты-носителя нового поколения "Ангара", что является задачей особой государственной важности.
3. "ЦСКБ-Прогресс"(центральное специализированное конструкторское бюро) - появилось на базе Государственного авиационного завода №1 в конце 50-х годов, когда они создали и запустили ту самую ракету Р-7, на которой Юрий Гагарин полетел в космос 12 апреля 1961 года. А сейчас конструкторское бюро производит ракеты-носители "Союз" и разрабатывает ракету-носитель "Русь-М" для упомянутого выше космического корабля "Русь".

Другие страны также имеют свои космические программы. Не лучше и не хуже нашей, но, на мой взгляд, слишком уж долгосрочные.
В США проектируется многоцелевой исследовательско-прикладной пилотируемый корабль «Орион», предназначавшийся как для замены системы «Спейс Шаттл» при околоземных полётах, так и для обеспечения пилотируемых полётов на Луну с 2019—2020 гг. и в перспективе на Марс в рамках отменённой амбициозной лунной «программы Созвездие». Начало околоземных орбитальных полётов корабля «Орион» ожидалось в 2014—2015 гг.
Китай объявил об обширной космической программе, включающей в ближайшем будущем — создание собственной пилотируемой орбитальной станции и в отдалённом будущем — пилотируемые многоразовые транспортные космические системы следующего поколения и пилотируемые полёты к Луне.

Европа (Европейское космическое агентство) разрабатывает как собственно европейский, так и совместный российско-европейский пилотируемые космические корабли для использования с 2018 года. В рамках обширной программы «Аврора» Европа планирует в кооперации с США и Россией или самостоятельно отправлять людей на Луну с 2025 года и затем на Марс после 2030 года.
Индия планирует стать следующей (4-ой) космической сверхдержавой и начать запуски собственного пилотируемого космического корабля с 2016г., а в далёкой перспективе в сотрудничестве с Россией или даже самостоятельно — доставлять человека на Луну.
Япония продолжает исследования в области создания пилотируемых многоразовых транспортных космических систем и объявила о планах пилотируемых полётов к Луне после 2025 года, с предварительным строительством базы посредством автоматизированных роботов.